по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила
165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)
Календарь

Колонка редактора
Пежемская Псалтирь Великим постом 2024 года.

Дорогие друзья, обычно перед началом Великого поста мы снова сверяем правильность чтения Псалтири нашей Пежемской двадцаткой. Напоминаю, что это не просто постовое дополнение к другим добрым делам и молитвам. Это наш вклад в воссоздание порушеной Пежемской святыни, наше полезное для собственной души делание.









Колонка редактора



у входа в храм Воскресения Христова (Иерусалим)

Два письма о Церкви


16.09.2011

Письмо первое.

 

Дорогой друг!

Твой вопрос – «Зачем мне нужна официальная Церковь, если я духовный человек / я и так верю в Бога?» оказался мне очень близок, ибо я задавал его не раз себе. Сегодняшний мой приход в церковь по настоящему первый, несмотря на то, что я был крещен на первом году моей жизни, всегда считал себя верующим и, по, крайней мере, один или два раза в год (исключая 2 лет в армии) оказывался в церкви. В прошлый раз я говорил на английском и у меня остался эффект незавершенного действия J. В связи с этим я решился действие завершить, написав тебе письмо!

С твоего позволения я не хотел бы разбираться сейчас со всеми реальными проблемами и ошибками, «перегибами», которые есть в официальной церкви. Более того, я согласен с тем, что это все имеет место. Для меня при этом очень важен другой вопрос. Почему нас так сильно и всерьез интересуют и как будто бы волнуют эти ошибки и грехи официальной церкви? От чего именно на них люди обращают такое пристальное внимание, иногда даже со странным, в общем-то, облечением и даже с удовлетворением «уличают» социальный институт церкви и «попов» в том, что они далеки от святости, к которой должны были бы нас вести. Соответственно вспоминают историю о том, куда можно зайти, если следовать за слепцами, которых выбрали в качестве проводников. Насколько оправданна такая логика рассуждений, я не могу в рамках этого письма обсуждать.

Позволю себе еще высказать  предположение, основанное на личном опыте, наблюдениях, разговорах с людьми и т.д., что вопрос «монополии церкви» на «посредничество» между Богом и людьми не слишком волнует и так уж раздражает тех, кто декларирует готовность к «прямым отношениям» с «Высшими силами». Если готовность к «прямым контактам» есть и ничего, как будто, не мешает, что волноваться и негодовать-то? При этом «звучат» негодующие голоса очень громко, имитируя высокую интенсивность переживания.

Итак, почему же люди не ходят в церковь, но так сильно озабочены вопросами ее несовершенного устройства и человеческими слабостями ее служителей?  Ведь именно так и происходит. Не ходят в церковь, но знают и перемалывают все ее недостатки. Моя главная «находка» последних лет – все вопросы и претензии к Церкви это рационализации своего нежелания, отсутствия действительного желания и готовности к тому, чтобы начать истинное, а не ложное движение к Богу. Вместо того, чтобы искать, действовать, решать и выбирать,  нести ответственность, люди начинают раздраженно говорить о том, как все плохо в церкви… и продолжают стоять на месте. Многие при этом считают себя православными,  «про себя», «глубоко внутри».  Я, к сожалению, не помню, где прочитал мысль, которая видится мне невероятно точной: «Обычный человек приходит в церковь, чтобы исправиться, а русский интеллигент – чтобы исправить церковь». А поскольку исправить сразу не получается, то лучше там вообще не показываться… Проще с горечью, а чаще всего с раздражением объяснять свое бездействие тем, что и «церкви все нет, все не так как надо».

Есть еще одно важное замечание, если мы верим в Бога, нам не следует забывать и тех, кто противостоит ему. И если нас что-то так сильно раздражает, возмущает при мыслях о храме Божьем (даже если вы называете это официальной церковью), удерживает на пути к нему, нужно попробовать хотя бы не исключать идею о том, что это может быть результат действия темных сил.   

Огромное количество исследовательских проектов и то, что я вижу вокруг, подтверждает, что концепция комфорта очень активно вытесняет концепцию радости. Комфорт становиться гипертрофированной ценностью и ради него люди расстаются со многим. Самостоятельность, независимость и свобода выбора формы духовной/религиозной  жизни приводит нас к тому, что мы выстраиваем все так, чтобы нам было очень комфортно. Наверное, бывает иначе, мой взгляд может быть слишком узким, а «выборка» не репрезентативной. Но только встречаю я множество людей, считающих себя независимыми от церкви и  духовными, которые устраиваются так, что их духовность и их собственная концепция религии от них почти ничего не требует. Никаких особых усилий, напряжений и жертв. Такая духовность только дает, только помогает, только гармонизирует и помогает жить в этом мире… Максимальные усилия, на которые идут, сродни тем, которые приходиться прилагать, чтобы проснуться и пойти в спортивный/wellness клуб, вместо того, чтобы поспать еще 1,5 часа. Вообще идеально, когда суверенная духовность гармонично сочетается или является продолжением здорового образа жизни, хорошего и правильного питания, занятиями йогой или любой другой расслабляющей и оздоровительной гимнастикой. Очень важно спросить у себя, не выпало ли из этой духовной парадигмы представление, о том, что дух бывает и злой? Существует ли враг рода человеческого? Если это все есть, как распознать его действие? Как бороться с этим одному?            

Прошу прощения, я отвлекся от церкви и уже перешел в спортивный зал… Дело в том, что, будучи свободными и духовными людьми, мы можем и почти всегда забредаем куда-то, куда «сами хотим» или «куда нас занесло». Мы живем лишь одну жизнь и наш самостоятельный духовный опыт, даже если мы читаем и пытаемся разобраться, почти всегда младенческий. Чтобы стать хирургом, нужно учиться более 7 лет, а потом поддерживать познания всю оставшуюся профессиональную жизнь. И при этом у врачей возникают сложности с тем, чтобы самим себе делать операции, даже очень простые. Смею утверждать, что сфера духа более тонкая, сложная, чем  наше тело. Однако мы очень легко беремся всерьез рассуждать, осуществлять духовную диагностику, заниматься самолечением и духовным ростом. При этом каждый из нас, как свободный человек, делает это по-своему, приходит к своим личным результатам и решениям. Достанется ли что-то из нашего духовного опыта следующим поколениям свободных людей? Что именно? Почему и зачем они будут нас слушать, имея свою свободу? Теоретически, я как свободный человек, могу прийти к выводу, что для моей истинной духовной жизни возможно и допустимо лишать жизни тех, кто мешает ее полноте. Нет инстанций, которые могли бы мне и любому другому доказать, что это преступление и смертный грех.  

Итак, с одной стороны мы имеем комфортную духовность, которая не требует от нас перерождения, а самостоятельно, гибко подстраивается под нас, наши нужды и представления о комфортном существовании.  

С другой стороны, Церковь. Можно называть ее официальной, с огромным количеством законов, правил, обрядов, догматов, таинств. Церковь, которую основал Иисус Христос. Церковь, которой более 2000 лет и войдя в которую, я понимаю, что до «комфорта» очень-очень далеко. Но я знаю, что эта «организация», кто бы в ней не был сейчас, сохранила и пронесла через тысячи лет Евангелие, Таинства, возможность Причастия Тела и Крови Христовой. Здесь мало «свобод» в отношении того, что я могу и не могу себе позволять. Но есть тысячелетний опыт приобретения главной свободы – свободы от греха. В Церкви тысячи примеров того, как люди становились святыми и достигали такой свободы.  И здесь нет ни одного примера «комфортного» пути к святости, истине и свободе без подвига, самоотверженности и смирения, пути вне церкви. О том, в чем состоит значение Церкви, святой и официальной одновременно, мне не написать, а нам всем вместе уже не прочитать за оставшуюся жизнь.         

Главное, что я хочу сказать: нам выбирать, как дальше идти, с Церковью или без, но главное, что я понял, увидел, осознал – наше нежелание быть в Церкви, никак не связано с самой Церковью. Это наше нежелание взять и родиться заново, начать новую, истинную жизнь, где всегда есть место подвигу. Нам только кажется, что все дело в том, что такой стала церковь, а не мы, и в развитии этой иллюзии главный «движок» и помощник - бес. 

Спаси нас Господи!

«…И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».

Аминь.

 

Письмо второе

 

Дорогой друг!

Твой вопрос – «Зачем мне нужна Церковь, если я и так верю в Бога?» заставил меня задуматься. Отчасти поэтому я и задержался с ответом. Дело в том, что лично для меня он был не актуальным. Когда я покрестился (мне было тогда 27 лет), я вошел в Церковь и сразу стал жить церковной жизнью – ходить в храм, исповедаться, причащаться, советоваться со священником, прислушиваться к голосу Церкви, пользоваться ее опытом в духовной жизни. Это для меня было естественно и органично. Постараюсь ответить, зачем Церковь нужна именно мне.

Вера в Бога является первым шагом - очень важным! Но что дальше? Человек верит в Бога, но ничего в его жизни не изменяется. Он живет сам по себе, Бог  - Сам по Себе. Зачем тогда вера, в чем ее смысл? Как философская и мировоззренческая установка? Когда я крестился, я осознавал, что это некоторая граница, после которой Бог вошел в мою жизнь, как реальная, осознаваемая мною Личность. И я должен, точнее мне очень нужно учиться жить по-новому. Жить по христиански. А как научиться этой, неведомой мне до крещения жизни? Я понимал, научиться можно в Церкви. Читая книги, участвуя в Богослужении, в Таинствах. Я начал учиться молиться, читать библию, стремился понять учение Христа. Кажется, а зачем все это?

Дело в том, что у меня в жизни появилась цель, появился смысл. До этого вопросы о смысле жизни (настоящие вопросы, не умозрительные и абстрактные, а те, которые ставишь перед самим собой, не играя в самообман) были для меня неприятны. По большому счету я от них отмахивался – «Живу для детей. Просто живу, чтобы жить. Нечего об этом думать. Это мой долг.» Но, конечно, себя не обманешь. Мне было ясно, что действительного смысла в своей жизни я не видел. Точнее видел его в продолжении рода, в решении материальных проблем семьи, в том, чтобы обеспечить себе и своим близким «пристойную жизнь». Есть выражение «Мы едим, чтобы жить, а вы живете, чтобы есть». Вот я и жил, чтобы есть. Но постоянно чувствовал какую-то неудовлетворенность, тоску какую-то, и скуку внутреннюю, которую развлечения и наслаждения радостями жизни притупляли, но не могли по настоящему развеять. Я хорошо понимал Фауста – «Скучно мне бес».

После крещения, я увидел в жизни смысл. И первое время был в ликовании, хотелось всем кричать и говорить только о Боге, что в Нем смысл нашей жизни, в постоянном движении и стремлении к Нему. Я осознал, что моя цель теперь, соприкасаться с Богом, давать Ему место в своей душе, соединяться с Ним. Но. Оказалось, что это очень и очень не просто. Мне открылась совсем другая жизнь, о которой я не имел и понятия – духовная жизнь. И еще оказалось, что духовно я болен, душа моя заражена болезнями – грехами и страстями. Вдобавок ко всему этому, поверив в Бога, я поверил и в дьявола и бесов, злую силу, которая сознательно противится Богу и воздействует на людей.

Таким образом, после крещения, я вступил в невидимую борьбу, в первую очередь с самим собой, да еще и с бесами. Однако, на моей стороне – Бог и Церковь, которую Он основал – об этом неоднократно говорится в Евангелии. В Церкви я нашел опору и правильное понимание духовной жизни и борьбы. Книги о духовной жизни, о Боге многое открыли мне в самом себе. Этим я обязан Церкви. Я полюбил Богослужение, полюбил Церковь, основной задачей которой является помощь людям в их пути к Богу, посредством молитвы и таинств. В Церкви я опытно понял, что такое – радость жизни с Богом, что такое благодать. Самая большая радость для меня сейчас, что я могу послужить Церкви, Богу и людям.

Спасибо тебе за твой вопрос, он мне помог осознать и сформулировать важные для меня вещи. Надеюсь, мой ответ поможет тебе в твоем пути.

 

Письма из архива диакона Вадима Лебедева.





Фотоальбомы




Анонсы событий



Дорогие друзья,

С 18 марта по 27 апреля 2024 года Русская Православная Церковь входит в Великий Пост, предваряющий Страстную седмицу (с 29 апреля по 4 мая), которые являются приготовлением к величайшему Празднику - Светлому Христову Воскресению - Пасхе (5 мая 2024 г.)

Давайте постараемся потрудиться духовно и телесно ради Господа Иисуса Христа.

О Великом Посте можно почитать здесь.

 

«Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».

Стихира понедельника 1-й недели Великого поста.

 



КЦ "Высокуша"


04.04.2024
Дорогие читатели и посетители нашего сайта, мы публикуем отрывки книги известного православного автора Ольги Рожневой о встречах в Оптиной пустыни, Шамординской обители и святых местах поблизости от нее. Они касаются и православной жизни в великий пост, и многих других сторон духовной жизни, и церковных событий. Полностью книгу можно посмотреть на портале Азбука Веры.
15.03.2024
Один батюшка-иеромонах поделился со мной историей. По необходимости своего служения ему было нужно встречаться с одним чиновником, человеком с непростым, тяжелым характером, к тому же далеким от Церкви. Каждая встреча с этим человеком была для него тяжелым нервным испытанием, после которого он еще не скоро мог прийти в мирное душевное состояние.
03.03.2024
Современные люди часто плохо воспринимают события, не то что давно минувших столетий, но и позапрошлой недели. Гораздо легче доходят до ума и сердца притчевые примеры из общеизвестных произведений литературы, изобразительного искусства и кино. С таким живым образом "Буратино" с отсылкой к Евангельской притче знакомит нас прот. Андрей Ткачев.


Все новости КЦ "Высокуша" >


(921)672-26-24 (Алексей Казаков); (964)531-81-10 (священник Иннокентий Кулаков)

165103, Архангельская область, Вельский район, село Пежма, Богоявленский храм
© 2024